Russian Boat Club / Уроки / Внутренние водные пути
Судовой ход
Как размечены полосы движения на воде и где идти на катере
В этом уроке вы узнаете:
– что такое судовой ход;
– как обозначается судовой ход;
– где идти маломерному судну.

Время на чтение: 15 минут.
Что такое судовой ход?
Река может быть широкой, но при этом значимая часть ее – мелкой. Например, посмотрите на профиль реки справа. Местами проводят специальные дноуглубительные работы, чтобы обеспечить навигацию.

Для того чтобы суда уверенно ходили по рекам, для них размечают специальную полосу – судовой ход (фарватер). Это проход по части водного пространства, где безопасно идти с точки зрения глубин и навигационных опасностей (например, затопленных судов). Там гарантируются определенная глубина, подходящая для судов, используемых на этой акватории – например, на Канале имени Москвы это примерно 4 метра. Судовой ход обозначен на местности.

The Innovators:
How a Group of Geniuses, and Geeks Created the Digital Revolution
Как обозначается судовой ход?
Мы привыкли к разметке на автомобильной дороге – полноценные линии отделяют друг от друга встречные потоки, полосы движения, обочину. На реке такие линии тоже есть, только виртуальные. Они размечены контрольными точками, которые вы сами соединяете между собой. Такие точки могут быть либо на кромке судового хода, либо обозначать его середину. Обозначения бывают как непосредственно на воде, так и на суше.

Разметка на воде
Плавающие навигационные знаки – это буи, бакены и вехи.
Кромки судового хода
Чаще всего на местности обозначают кромки судового хода, то есть его границы с правой и с левой стороны.

С правой стороны ставят знаки красного цвета, такие буи обычно цилиндрической формы. Можно запомнить, что они в форме буквы П – поэтому обозначают правую кромку.


Правый кромочный знак
С левой стороны устанавливают белые, черные или зеленые буи конической формы. Цвет зависит от местности – например, если на фоне лес, то белый буй будет заметнее зеленого. Суть знака от этого не меняется.
Цилиндрическая форма немного напоминает букву Л, это помогает запомнить, что буи обозначают левую кромку.
Знаки ставятся относительно течения реки.
«Право» и «лево» считаются относительно течения реки. Когда вы идете по течению (называется «вниз»), для вас правые знаки справа, левые – слева. Если же идете против течения (называется «вверх»), то знаки остаются на тех же местах, а мир переворачивается – конические белые знаки левой кромки для вас будут обозначать правую кромку, а красные прямоугольные знаки правой кромки – левую. Поэтому перед поездкой всегда важно знать, куда направлено течение. Если на реке это более или менее очевидно, то в каналах сложнее – например, в том же Канале имени Москвы течение установлено законодательно – от Иваньковского водохранилища к Москве.

Кромочные знаки могут либо вообще не стоять, либо стоять только с одной стороны – в этом случае подразумевается, что до берега никаких опасностей нет. Однако всегда следует сверяться с картой и смотреть на реальную местность – возможно, какой-то знак был утерян или образовалась новая опасность.

Порой знаки дублируются – может стоять буй, а прямо рядом с ним бакен или веха. Буи снимают на зиму, а вехи могут и остаться в межнавигационный период, т.к. их форма позволяет им легче переносить ледоход.